истории

Моя мама — учитель

Текст: Анна Буркун | май 2024

Чувство ответственности, ревность к другим детям, требовательность. Белгородцы рассказали, каково быть ребёнком учителя.


«Я думала, если мама разбирается в этом, значит, и я должна»


Елизавета Горовых

19 лет, студентка
Мама — учитель истории и обществознания

— Так как моя мама — учитель, на воспитании это несомненно отразилось. Мама любит порядок и дисциплину не только в школе, но и дома. Поэтому в моей жизни всегда присутствовали уборка по графику, правильное питание и гигиена. Эти вещи положительно повлияли на моё воспитание.


К другим детям я никогда её не ревновала. Моя мама — учитель средних и старших классов, поэтому со своими учениками она никогда не нянчилась, а была строга и справедлива к ним. Она всегда была со мной на связи: писала сообщения и звонила, поэтому ревновать её к другим ребятам мне никогда не приходило в голову.


Я постоянно стыдилась. Думала, если мама разбирается в этом, значит, и я должна. История меня не интересовала, поэтому сложно было учить этот предмет. Мне хорошо давалось обществознание, потому что оно нравилось. Но это чувство было только на занятиях у моей мамы, а в новой школе предмет перестал меня волновать.

Все учителя относились ко мне с терпением и пониманием, но привилегий не было.

Я всегда старалась показывать заинтересованность к каждому предмету. Но есть также и неприятный момент. Если я ошибалась во время уроков, то это незамедлительно передавалось маме: иногда в приукрашенном виде, а иногда, наоборот, в щадящем. Помню, как после неудачного дня приходила домой и ждала, когда мама придёт и отчитает меня.


Одноклассники видели, что учителя меня хвалят, поощряют положительными оценками, но никогда не считали, что я действительно этого заслуживаю. Поэтому упрекнуть меня за пятёрку по контрольной для пары ребят было обычным делом. Большинство в лицо не говорили.


Излишнего контроля со стороны мамы не было. Да, она контролировала, но не давила, помогала, когда была необходимо. Я получила больше пользы, чем вреда от того, что мама — учитель. Мне всегда было важно чувствовать себя комфортно в школе. Я могла прийти на перемене и попросить у мамы покушать. А бывали случаи, когда она сама заглядывала ко мне, чтобы проведать. Это греет моё сердце до сих пор.


«В школе постоянно про себя слышал: “Ни стыда, ни совести”»


Данил Пелых

23 года, работает аниматором в ивент-агентстве
Мама — учитель английского языка

— Моя мама не преподавала в моём классе. Думаю, что меня специально отправили к другому учителю. А на её занятиях я был единожды, когда она заменяла у нас другого учителя.


Я никогда не ревновал маму к другим детям. Большинство учеников её очень любили, а со второго по седьмой класс ребята часто бежали обниматься при встрече с ней. Меня это всегда умиляло, но ревности не вызывало.


С остальными учителями отношения складывались по-разному: с кем-то лучше, с кем-то хуже. Всё это больше зависело от моего характера, он у меня непростой, а не от того, что моя мама работает в школе. Все учителя английского языка считали, что этот предмет даётся мне только с маминого плеча. Я был очень ленив, зачастую домашнее задание делал во время урока, а контрольные работы давались легко. Это очень раздражало моего учителя, и она считала, что ответы мне даёт мама.

Было сложно бороться за пятёрку в четверти по английскому, так как зачастую для неё мне приходилось работать вдвое больше, чем остальным.

Привилегий со стороны учительского состава никогда не было. Кроме одного раза, когда мне поставили оценку: «Из уважения к коллеге», но это, скорее всего, был укол моего самолюбия.


Я был нестереотипным ребёнком учителя. Мог прогулять или учудить чего-нибудь, поэтому не скажу, что я пытался сохранить мамин имидж. В школе постоянно про себя слышал: «Ни стыда, ни совести», но считал это комплиментом в какой-то мере. Я пытался уважительно относиться к её профессии.


Мама не особо меня контролировала. У нас с ней были доверительные отношения, чем я часто пользовался, но старался делать всё так, чтобы вопросов ко мне было меньше. Для неё было важнее, чтобы я знал программу. Считаю себя хорошим учительским сыном, просто не таким стереотипным, каких обычно представляют.


«Когда она приходила с работы, то всё время учила нас с братом, рассказывала нам, как надо»


Дарья Фомичёва

19 лет, студентка
Мама — учитель начальных классов

— Моя мама никогда не учила мой класс. Когда я пошла в школу, она набирала первоклассников и изначально попросила, чтобы я попала в другой класс. Потому что, когда она училась, с ней в классе был мальчик, у которого преподавала его мама. Она часто занижала оценки, чтобы другие дети не думали, что для её сына есть привилегии. Моя мама не хотела ставить ни себя, ни меня в подобное положение, поэтому сразу попросила, чтобы я оказалась в другом классе.


Думаю, что на воспитании это отразилось, потому что мама-учитель более требовательна. Когда она приходила с работы, то всё время учила нас с братом, рассказывала нам, как надо. В более старшем возрасте мы воспринимали эти нравоучения тяжело. Сейчас я понимаю, что специфика профессии накладывается на характер и поведение человека.

Я ревновала маму к другим детям, которых она учила. Мне было неприятно, когда она называла их «своими детьми». В голове возникало: «В смысле, мы ведь твои дети».

Были случаи, когда она меня называла другим именем. Это вызывало неприятные чувства. Мне не нравились другие ребята, потому что из-за них у мамы возникали проблемы. Всё это отражалось на её настроении и здоровье.


С преподавателями у меня всегда были хорошие отношения. В старшей школе было легче общаться с преподавателями, чем со сверстниками. Не могу сказать, что ко мне относились строже или мягче, но у учителей был стереотип, что я учительский ребёнок и девочка-отличница. В основном, они старались быть объективными.

При этом я чувствовала большую ответственность. Всегда старалась вести себя хорошо, так как если что-то могло случиться на перемене, то учителя сразу бы рассказали моей маме. Учиться мама заставляла, она контролировала меня вплоть до окончания школы.


В школе я какое-то время общалась с мальчиком из неблагополучной семьи. Моё общение с этим мальчиком маме не нравилось, и она выражала недовольство. К ней в школе подошла уборщица и спросила: «Не её ли это жених в будущем?». Мама переживала из-за этого.


Положительных моментов было больше. У всех начальных классов были одинаковые контрольные работы. Я их решала с мамой дома, а потом шла в школу и решала их ещё раз на контрольной работе. Я могла всегда прийти к маме, попросить её о помощи, это было большим плюсом для меня. Также мы вместе приходили домой после школы. Она отдыхала от работы, а я — от учёбы. Час-два мы общались, каждый рассказывал о своём дне. Это часть дня мне всегда нравилась.