истории

«Я здесь, чтобы помочь и научить»

Текст: Ольга Чуева | апрель 2023

Студентки НИУ «БелГУ», которые проводят индивидуальные занятия, рассказали о решении стать репетитором, как ищут учеников и сколько зарабатывают.



Дарья Моисеенко

20 лет, студентка ИОНиМК НИУ «БелГУ»

Преподаёт обществознание в онлайн-школе «Умскул»
Как стала репетитором. Готовилась в онлайн-школе «Умскул» к ЕГЭ, а когда сдала экзамены, мне предложили там преподавать обществознание, русский и литературу. Выбрала обществознание, прошла отбор, и теперь работаю куратором уже третий год.

Поиск учеников. В отличие от стандартных форм репетиторства, я не ищу учеников сама. Их автоматически распределяют на группы, а когда появляется свободное место, мне добавляют ученика.

Методика занятий. В школе занятия проходят так: преподаватель рассказывает теоретический блок, а мы, кураторы, тесно работаем с учениками. Разбираем сложные моменты, ошибки, дополнительно практикуемся. Учебные пособия используем из федерального перечня.

Доход. Доход — коммерческая тайна. Но в онлайн-школе работать выгоднее, чем частным репетитором — работа постоянная и оплачивается по ставке, а не за часы.

Общение с учениками. В основном с учениками на «ты», но бывает и на «вы». В школе куратор — это друг и наставник ученика, и мне неловко, когда обращаются на «вы». В таких случаях ещё раз прошу общаться на равных, но не всегда получается. Ученики говорят, так легче выстраивать образовательный процесс и чувствуют себя в ежовых рукавицах. Но если общаться на «вы», ученик не придёт с личными вопросами. Он воспринимает меня как преподавателя, а в школе мы стираем эту грань.

Мне больше нравится общаться на «ты» — с учениками выстраивается дружественная атмосфера, мы на одной волне и нет неловкостей. Спустя время ребята привыкают, пишут о проблемах в школе и с друзьями, часто обсуждаем мотивацию и прокрастинацию — со всем стараемся помочь.

Общение с родителями. С родителями в основном не контактируем. Иногда при покупке курса они спрашивают, что там будет, как буду следить за учеником и помогать ему. Также интересуются успеваемостью учеников, которые не выполняют задания, а активным ребятам помощь не требуется — сами всё успевают.

Планы на будущее. Планирую и дальше оставаться в онлайн-школе, мне нравится здесь работать и сама сфера образования тоже. Я хочу связать работу с образованием медийщика. В «Умскуле» уже практикую дизайн, и, возможно, уйду в творчество. В будущем планирую преподавать здесь же, потому что небольшая практика проведения полноценных занятий у меня уже есть.


София Тарарыева

20 лет, студентка ИМКиМО НИУ «БелГУ»

Преподаёт английский
Почему стала репетитором. Раньше сама занималась с репетитором. У моего репетитора было много желающих изучать английский, но времени на всех у неё не хватало. Тогда она попросила меня провести занятия по английскому для 11-летней девочки. Я согласилась и преподаю до сих пор.

Поиск учеников. Верный способ — сарафанное радио: рассказываю знакомым о работе, спрашиваю, есть ли желающие улучшить английский. Ещё хорошая идея — обратиться к школьному учителю, чтобы рекомендовала тебя, если ребятам нужен репетитор.

Методика занятий. Всегда готовлюсь к занятиям: ищу материал, отсматриваю видео, сериалы или фильмы, а потом разбираем вместе с ученицей — так практикуем язык у носителей. На каждый урок есть тема, в рамках которой учим новые слова и делаем тематические задания. Люблю давать ученице задания с подвохом — с интересом наблюдаю за ходом её мыслей. Нестандартные тесты помогают лучше понять, усвоена ли тема.

Доход. Занятие онлайн — 600 рублей, а с выездом — 700 рублей за час, в неделю выходит 1,4 тыс. рублей. Сравнивала с другими репетиторами: дешевле нет, берут по такой же цене, либо ещё выше.

Общение с учениками. Мне некомфортно, когда обращаются на «вы», поэтому с первого занятия прошу на «ты». Тем более, что мама ученицы попросила сделать акцент на разговорной речи, поэтому занятия должны быть дружескими. Шучу на занятиях, спрашиваю, как дела в школе, что нового — так уроки становятся неформальными. Единственный минус подобного общения — ученик расслабляется и перестаёт готовиться к занятиям. Потому периодически даю понять: я здесь, чтобы помочь и научить.

Общение с родителями. С родителями ученицы у меня хорошие отношения. Поняла это, когда уехала из города, а меня просили поскорее вернуться. После занятий мама постоянно интересуется успеваемостью дочки — рассказываю об ошибках в заданиях, что она понимает, а над чем предстоит поработать.

Планы на будущее. Планирую репетиторствовать и искать новых учеников. Интересуюсь работой в частной школе. Для меня важно видеть желание учить английский, а в школе или университете ребятам не всегда это интересно. Бумажная волокита и отсутствие гибкого графика также отталкивают от работы в государственных учреждениях.



Марьяна Магомадова

19 лет, студентка педагогического института НИУ «БелГУ»

Преподаёт русский и математику детям начальной школы
Почему стала репетитором. Моя специальность — учитель начальных классов. Учусь на втором кусе и уже понимаю, как работать с детьми индивидуально. Поэтому и решила заняться репетиторством. К тому же так я на практике изучу школьные программы, попробую себя в роли учителя и наберусь опыта. Для меня репетиторство — это не просто подработка, а способ максимально освоить профессию.

Поиск учеников. Я разместила объявление на «Авито» и основной поток учеников пришёл оттуда. За всё время через сервис ко мне обратилось семь человек. Также есть идея сделать персонализированную рассылку для родителей. Спрошу у знакомых, есть ли желающие нанять репетитора по русскому и математике для школьников. Затем попрошу контакты и составлю небольшое рекламное объявление, максимально приближенное к их запросам.

Методика занятий. Я делю занятие на три части: закрываем непонятные вопросы; делаем домашнее задание или работу над ошибками и, если осталось время, решаем подготовленное мною задание. Чаще всего использую справочник школьника и сборники: с диктантами и изложениями — для русского, а для математики — с задачками.

Доход. Ранее проводила занятия за 500 рублей в час, выходило от 2 тыс. до 3,5 тыс. рублей в неделю. Недавно я повысила стоимость до 700 рублей и количество учеников убавилось — теперь я получаю 1,4 тыс. рублей в неделю.

Общение с учениками. Ученики обращаются ко мне на «вы», но при этом я поддерживаю дружеские отношения с каждым: ребята рассказывают о своей жизни, о школьных новостях. Мы наравне с ними, но одновременно сохраняем разделение «учитель-ученик».

Общение с родителями. С родителями общаемся регулярно — после каждого занятия пишу о результатах. Родители спрашивают об оценках, говорят, что нужно повторить и закрепить, рассказывают о проблемных местах для ребёнка.

Планы на будущее. Планирую репетиторствовать и дальше. Как закончу учёбу, начну работать учителем в школе или лицее.