репортаж

Глухота: преодоление стереотипов и борьба за признание

Текст: Анастасия Сиротенко | апрель 2024
По статистике Росстата, количество глухих и слабослышащих взрослых составляет примерно один процент от населения. Это означает, что в России проживает около 1,4 млн взрослых с нарушениями слуха. С какими трудностями они сталкиваются, о чём мечтают? И можно ли сказать, что глухие живут полноценно?

В мире не принято говорить про глухих?

С таким вопросом я обратилась к руководителю Всероссийского общества глухих — Юрию Шашнину, когда он вышел в холл после мероприятия в белгородском медколледже. Эта была постановка про Александра Невского: громкая, задорная, со смыслом. Творческая деятельность команды реализуется при поддержке Министерства общественных коммуникаций Белгородской области. По словам руководителя, нынешнему поколению прививается доброта, милосердие, внимание к ближнему. Это основа духовно-нравственных ценностей.

Пригласили к микрофону Наталью Адаеву. Заместитель министра общественных коммуникаций по области произнесла:

— Низкий поклон артистам и зрителям. Юрий Геннадьевич, я знаю, вы не представились нашей аудитории. С вашим приходом общественная организация приобрела какой-то новый виток развития. Я бываю у вас на форумах — это сплошной позитив. Проект «Слышу руками», спектакль которого вы сейчас наблюдали, был реализован для всех слышащих людей. Но среди нас сидит сурдопереводчик, который помогает понять происходящее на сцене слабослышащим и глухим. Для меня очень важны такие милосердные проекты. Иногда не могла сдержать слёз, — выступила она.
Спектакль
Фото Анастасии Сиротенко
Атмосфера в зале была дружелюбной: операторы из новостных медиа помогали в рассадке студентов, преподаватели были рядом со мной на отдельных местах, и только один мужчина суетился по залу. Тогда я ещё не знала, что это Юрий Шашнин.

— Я состоял в обществе глухих с 2009 года: организовывал мероприятия, помогал в развитии, искал спонсоров. С 2020 года занимаюсь этим на профессиональной основе.

Администрация города финансово помогает нам. Недавно увеличили конкурсы на гранты: теперь они проходят два раза в год. Что касается спонсоров, то никто из коммерческих организаций не хочет помогать обществу инвалидов и глухих.

Любой человек, имеющий нарушение слуха, сталкивается с трудностями. Я в том числе. Вызывают сложности и речь собеседника за спиной, и большая аудитория — публичные выступления. Даже просмотр телевизора мне недоступен, ведь я не могу до конца понять суть происходящего на экране, — спокойным тоном произнёс Юрий.

Как мы справляемся с этим? Адаптируемся, привыкаем. Стараемся больше читать или выписывать газеты и журналы. Получаем информацию другими способами.

Он много жестикулировал и смотрел на губы, чтобы лучше понять вопрос. Для глухих людей это действительно важно. Однако атмосфера была дружелюбной. Я заворожённо слушала. Знакомство с глухими людьми понемногу разрушало общественные стереотипы.

— Быть оптимистами — это преодолевать трудности. Кто-то из глухих хочет, чтобы их дети были такими же, другие — наоборот. Но со стороны религии бытует мнение, что Бог таким образом помечает людей и даёт им возможность проявиться в чём-то другом, не обязательно имея слух. Слабослышащим людям нужно поддерживать коммуникацию с помощью переводчика и жестов. Когда собеседник считывает информацию с губ, какая-то буква или целое слово могут остаться без внимания, поэтому очень важно дублировать информацию письменно или субтитрами. Для меня телефон стал неотъемлемой частью жизни, удаётся поддерживать связь. А вот с музыкой проблема. Её сложно разобрать.

Разговор дисциплинирует человека, заставляет его думать, а переводчик все же упрощает понимание. Если у вас родился такой ребёнок, не отчаивайтесь. Занимайтесь им. Сейчас очень много методик и педагогов, аппаратов и других полезных вещей.

Если человек потерял слух, то не стоит замыкаться в себе. Всегда можно найти выход и жить полноценно.

Часто бывает, что отворачиваются коллеги, друзья, которых раздражает переспрашивание вопросов, громкая речь человека. Таким людям я советую грамотно настроить слуховой аппарат, комфортно использовать его. Они уже адаптированы в обществе, только им нужно немного помочь приспособиться к новым условиям. В другом случае поможет жестовый язык. Всем глухим и слабослышащим я советую вступать в ВОГ. Здесь каждый найдёт единомышленников и поддержку, — с радостью сказал он.

Глухой ребёнок: что делать?

Глухость — проблема не только плохо слышащих людей, но и их родителей. Кристина — мама Саши, которому 17 лет. Она, будучи совсем молодой и неопытной мамой, столкнулась с диагнозом врачей — сенсоневральная тугоухость.

— Трудно осознать и принять поставленный диагноз. Было много вопросов: «Как дальше жить? Что делать? Как воспримет муж?». Нам, конечно же, сразу предложили спецшколу, но я не согласилась, решила попробовать по-другому. Мы ездили три раза в неделю в Воронеж на занятия с сурдопедагогом. Спустя пару месяцев я увидела, что у них не получается найти общий язык. Она же мне и посоветовала специализированный детский сад в Воронеже, — поделилась Кристина.

На мой удивленный взгляд она ответила одобрительным кивком головы.

— Я начала его возить туда каждый день. Очень боялась, что Саша не начнёт разговаривать, а полностью перейдёт на язык жестов. К счастью, у них с логопедом очень быстро установился контакт.

Она видела, что у ребёнка есть задатки развить речь, а не внедрять жесты.

Так мы ездили несколько месяцев, потом начали оставлять Сашу на ночь. Эмоционально это, конечно, тяжело. Когда сын совсем привык, перешли на такой график: в понедельник утром привозили, в среду, после обеда, забирали, в четверг утром ехали обратно, на выходные отправлялись домой. Так продолжалось два года. За это время он неплохо стал разговаривать, читать и писать.

После выпуска из группы я решила, что один год Саша будет ходить в массовый детский сад по месту жительства, чтобы адаптироваться к обычным, так сказать, детям, потому что разница между ними есть. В специальной группе их объединяет состояние, и они не дают друг друга в обиду. А «обычные дети» немного агрессивнее. Когда он приезжал домой и гулял во дворе, над ним посмеивались, пытались выставить в нелепом положении. Присутствовал страх: «Как его воспримут одноклассники?». К счастью, Саша пошёл в самую простую школу из трёх имеющихся, — с глубоким выдохом произнесла она.

Я заметила её переживания. Она улыбалась и старалась говорить звонко. Чувствуется, что это больная тема.

— Трудно, живя в сельской местности, реабилитировать ребёнка с ограниченными возможностями. В селе нет ничего для этого — нужно переезжать в город или постоянно мотаться туда-сюда. Самая большая проблема для Саши — это шумные и людные места. Он теряется и не всегда понимает с первого раза, что ему говорят, несмотря на то, что сейчас почти все слуховые аппараты с шумоподавлением. Со школой нам повезло: понимающие учителя стараются поближе подходить во время диктантов и контрольных. Я всегда боялась за те предметы, которые относятся к слуху.

Плохо слышать или не слышать вовсе — не значит «жить неполноценно». Все пытаются приспособиться к условиям, в которых они оказались.

Людям, которые сталкиваются с таким же недугом, я бы посоветовала как можно раньше заняться реабилитацией, не опускать руки, не обращать внимания на «шушуканье» за спиной. Наш девиз по жизни: «Каждый сам кузнец своего счастья». Надо рассчитывать только на себя и свои силы, — сказала Кристина.

Глухота — не помеха для спорта

В обществе установился стереотип: «Не обращайте внимание на особенных, им и так тяжко». На самом деле, всё наоборот. Мы часто не замечаем глухих в автобусе или поликлинике. Именно таким людям не хватает той частички неравнодушия, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Дарья Булавина — не только чемпионка 23 сурдлимпийских игр в Турции, но и сильная, волевая личность.

— Я выросла в семье глухих родителей. Жизнь несложная, живу и радуюсь. На играх я заняла первое и третье места. Безумно благодарна родителям и тренеру за поддержку и веру в меня. Стрелковый спорт в Белгороде самый сильный.

У слышащих свой мир, а у нас — совсем другой. Это не объяснить на жестах.

Например, моему мужу сложно делиться переживаниями с близкими, потому что у них нет проблем со слухом. Из-за этого нет душевной близости. У меня наоборот: мне легче от того, что я могу поговорить с мамой обо всём на свете. Детство, юность и вся жизнь по характеру что у меня, что у слышащего человека абсолютно одинаковая. Но есть различия в мышлении.

Если люди теряют слух, они начинают бояться, закрываться в себе. Я бы посоветовала не опускать руки в этот период, — поделилась мнением Дарья.
Дарья Булавина
Фото из личного архива
Было видно, что она переживает. Я хотела поддержать её в этот момент. Она почувствовала взгляд на себе и мягко улыбнулась:

— Всё хорошо, можем продолжать. Понятно, что звуков теперь не услышать, но можно носить аппараты или учить язык жестов. Тогда жизнь будет полноценной. Многие слышащие часто обращают на нас внимание. Когда проходят мимо, некоторые просят научить их жестам, другие могут «просто поглазеть». Конечно, люди удивляются (смеётся).

Когда ты не слышишь, тебе открывается путь в ВОГ. Здесь особенная атмосфера поддержки и взаимопонимания. По любым нашим запросам мы обращаемся к Юрию Геннадьевичу. Бывает же такое, что все переводчики заняты, а мне, например, приходит сообщение от другого человека. Я не всегда могу его разобрать и грамотно ответить, потому что до конца не понимаю текст. Мы очень редко читаем, потому что общаемся «на руках». Так не видно окончаний, падежей и тому подобного. Глухие при разговоре смотрят на артикуляцию губ, а жесты — вспомогательные движения. Бывают ситуации в больницах, когда врач отказывается снять маску при разговоре. У меня не получается разобрать сказанное, поэтому я обращаюсь к сурдопереводчику.

Все глухие Белгорода учились в школе глухонемых. Школьная программа для каждого своя. Для глухих проще, для слабослышащих посложнее. В школе учат читать по губам, но, если ребёнок недопонимает сказанное, чуть-чуть подключают руки, потом снова убирают. Для глухих также важна мимика говорящего, так мы понимаем выражение злости или доброты. У меня была соседка, Настя, которую я учила азбуке. Она была до жути старательна, поэтому отлично знала алфавит и пыталась говорить со мной с помощью букв. Только я смотрела ей в лицо. Однажды она воскликнула: «Ты почему мне в глаза смотришь? На руки смотри!». Это была забавная ситуация. Конечно, я ей всё объяснила, и мы смогли поддерживать коммуникацию, — с улыбкой припомнила Дарья.

Когда в доме тишина и все общаются жестами — это норма

Сурдопереводчики — люди, владеющие жестовым языком. Это проводники между двумя мирами, незаменимые составляющие диалога. Переводчики быстро реагируют на обстоятельства, справляются со стрессом.

Городскую Доску почёта открыли ко Дню города Белгорода. В число лучших в 2023 году попали 19 организаций и предприятий, 18 человек. На доске появились имена людей различных компаний, школ, детсадов, полиции, общественников. Среди них и сурдопереводчик Лидия Свеженцева.

— Я родилась в семье глухих родителей (улыбается). Мои первые слова — жесты. Говорить я научилась благодаря тёте. Она каждый день приходила к нам в гости, объясняла что-то с помощью жестов и комментировала мне вслух. Более-менее заговорила уже в детском саду. Самое интересное, что мой сын не имеет проблем со слухом. Наверное, генетика сыграла роль.

Изначально я не думала работать переводчиком: получила первое высшее инженерное образование, второе — экономическое в БГТУ имени Шухова. Думала, что уйду в другую сферу, но в процессе каких-то бытовых моментов я поняла, что мне интересна эта деятельность. Мама просила переводить ей в больнице, в налоговой и других инстанциях. Конечно, я всегда ей помогала.

Официально работаю с 2008 года. Могу сказать с точностью, что люди, с которыми общаюсь по профессии, точно такие же, как и мы с вами, слышащие. У них всё те же проблемы и вопросы, свой мир, интересы, друзья. А я, как и другие переводчики, являюсь проводником из мира глухих. Мы передаём всю необходимую информацию и помогаем им быть услышанными, — с гордостью сказала Лидия.
Лидия Свеженцева
Источник: «Большая переменка»
Она старалась быстро отвечать на вопросы и параллельно переводить Дарье.

— Выучить язык жестов возможно, но должна быть ежедневная практика. Это не так сложно, если у вас есть глухие знакомые. В этом языке слово — один взмах руки, поэтому составлять буквы в предложение не требуется.

В обществе глухих решаются разные бытовые вопросы, проводятся праздники. Заинтересованные готовят сценки, песни и танцы, происходит полная социализация. Они сами репетируют, выступают, веселят себя. Мы стараемся устраивать различные чаепития, даже выезжать на природу в день рыбака. Душевные разговоры помогают глухим чувствовать себя нужными, — подчеркнула она.
Школа
Фото Анастасии Сиротенко
— Что очень распространено в нашем обществе, так это спорт. Молодёжь ходит и на баскетбол, и на пулевую стрельбу. Они все общаются и «кучкуются» между собой. Глухие развиваются наравне со всеми. Сурдопереводчики сопровождают их с роддома и до конца жизни, так как в любом месте можно столкнуться с недопониманием. Некоторые могут что-то написать на бумаге, но последует ответ, который вызовет затруднения. Тогда глухой обращается ко мне за расшифровкой. Появление телефонов, кстати, очень спасает. Глухие не выпускают его из рук: общаются по видеосвязи, что значительно упрощает жизнь, — объяснила Лидия.

Со школьной скамьи

Школа-интернат № 23. Здесь обучаются все слабослышащие и глухие дети Белгорода. Когда я пришла на мероприятие по повышению квалификации педагогов, меня встретила представительница школы, Елена Иванова (фамилия изменена по просьбе героини):

— Наше образовательное учреждение существует уже 35 лет. С 2012 года произошла реорганизация подразделений. Мы объединились с 26 школой. Стали обучать и глухих детей, хотя раньше занимались только со слабослышащими. Совместная работа таких учреждений — современная тенденция по всей стране. Однако методика, конечно, разнится. Для глухих детей нужен свой подход, тогда как слабослышащим можно преподносить информацию с помощью речи. На данный момент в школе 175 обучающихся, из них: 13 детей с нарушением зрения, двое с нарушением аутистического спектра. С каждым годом приток увеличивается.

Дошкольники также обучаются по специальной программе, и их образ жизни не похож на тот, который ведут обычные дети. Сурдопедагоги проводят занятия по улучшению моторики, математическим дисциплинам и индивидуальные встречи по развитию слуха и восприятия. Группы разновозрастные. Они должны комплектоваться по уровню интеллекта и слуховому остатку, — поделилась Елена.
Все переглянулись и замолчали.

— Мы стараемся поддержать каждого ребёнка (улыбается). Бывают и сложные случаи, в связи с этим есть сопутствующие проблемы в освоении программы. В работе используем таблички, с помощью которых обучаем письменной речи. Жестовым языком мы пользуемся только для более детального понимания сказанного. Слабослышащим не получается уловить высокочастотные звуки — «с», «ц», «з» и другие. Вместо «собака» у них получится «обака». С такими трудностями сталкивается практически каждый.

Глухим недоступно саморегулирование над тем, что он произносит, потому что не слышит себя. Педагоги объясняют звуки при помощи вибраций: и внутренних, и внешних — всё, что связано с музыкой.

С табличек мы начинаем процесс изучения слов. Бывает трудно объяснить ребёнку, что при произнесении звуки могут отличаться от букв и наоборот.

Слабослышащий вполне может сам осваивать письменный русский язык, тогда как у глухого это вряд ли получится. Кстати, понятие «глухонемые» уже давно не используется. Считается, что детей с раннего возраста протезируют, поэтому они не могут иметь проблемы со звукоподражанием или чем-то подобным. Практика показывает обратное: ребёнком могут долгое время не заниматься, и он перерастает тот возраст развития речевого аппарата и артикуляции. И такие дети у нас есть. И мы работаем с ними ежедневно. Они имеют право на социум и полноценную жизнь! — с уверенным взмахом руки закончила Елена.