истории

5 способов испортить текст

Текст: Ангелина Зиброва | октябрь 2023

Редактор детского журнала «Большая переменка» Елена Талалаева рассказала о главных ошибках молодых журналистов.

Что портит хороший текст?

Аббревиатуры
Текст пишется для читателя, а значит должен быть доступным и понятным. Аббревиатуры перегружают, усложняют текст и делают его трудночитаемым.

Канцеляризмы
Канцеляризмы загромождают и засоряют язык. О канцелярите можно почитать книгу писательницы и переводчицы Норы Галь — «Слово живое и мёртвое».

Перепутанные имена, фамилии и географические названия
Все ошибки в СМИ и литературе делятся на три большие группы.

— Логические: «Страшна не старость, а дряхлость, поэтому лучше умереть молодым и здоровым».

— Фактические: Новороссийск вместо Новосибирска.

— Дефект авторской мысли.

Все ошибки объединяет нарушение причинно-следственных связей в тексте.

Нарушение законов логики
Не стоит писать противоречиями: «Большого ажиотажа в магазине нет, но народу очень много, спросом пользуется практически вся техника…».

Существует много видов логических ошибок, например, ошибки в построении абзацев. Проверяйте связь между ними, последовательно ведите мысль, не допускайте смысловых противоречий.

Нарушение законов композиции
Перевёрнутую пирамиду СМИ используют не зря: это эффективный способ увлечь читателя, заставить его начать читать текст. Построение текста зависит от задачи, которая стоит перед журналистом, и от выбранного жанра — то есть формата подачи материала.

Чтобы текст не вызывал у читателя отторжение, соблюдайте простые правила

Пишите только о том, что хорошо знаете, в чём разбираетесь, или ищите грамотных экспертов, ньюсмейкеров, соавторов.

Не пытайтесь умничать, строить громоздкие фразы, не спешите наполнять текст терминами и казёнными выражениями. Пишите так, будто вы рассказываете историю или новость другу.

Старайтесь использовать слова по назначению, понимайте их смысл. Не увлекайтесь эпитетами «прекрасный», «удивительный», «уникальный».

Не наполняйте текст ненужными подробностями, которые могут отвлечь читателя от главной мысли.